Психология

Что мы знаем о возможностях незрячих людей?

Какие ассоциации у вас, многоуважаемые читатели, вызывает слово «слепой»? Вероятно, вот такие: калека, инвалид, беспомощный, нищий, музыкант, массажист, тросточка, просящий милостыню, жалующийся на жизнь, неработающий, униженный и обиженный Богом и судьбой? Большинство из приведённых ассоциаций складывались в наших умах, в нашей культуре долгие годы, а то и столетья.

Неудивительно, что большинство людей, когда видят незрячего человека, слышат о нём из чьих-то уст или просто слышат слова «слепой, слепец, незрячий, инвалид по зрению», живо представляют себе либо нищего с протянутой рукой, у которого деньги постоянно падают мимо ладони, сумы, шапки, либо человека, играющего на музыкальном инструменте и поющего не лучшим образом, либо брюзгу, зануду, жалобщика, не имеющего ни образования, ни высококвалифицированной работы.

Возможно, какое-то время назад (более 70−100 лет) это представление о незрячем человеке и являлось верным. Судить не берусь, так как мало сведений о тех далёких годах у меня. Но в настоящее время ассоциировать подобный образ инвалида по зрению по меньшей мере — бескультурие. Я не посмею обвинять в таком бескультурии всех и каждого, могу лишь очень сожалеть о том, что наша «четвёртая власть», то есть средства массовой информации, не распространяет информацию о жизни незрячих для широкого круга читателей, слушателей, зрителей.

Сие обстоятельство плачевно с двух сторон. Во-первых, так как зрячие люди очень мало знают о потребностях, нуждах, проблемах своих сограждан, лишённых зрения, то они (зрячие) не из «вредности», а по неведению могут быть непонятны незрячим, не тактичны в обращении, их слова и поступки могут обидеть, смутить слепого человека. Во-вторых, сами незрячие боятся шагнуть в «зрячий» мир, стесняются своего «недостатка». СМИ почти не распространяют информацию о физических, социальных, интеллектуальных возможностях инвалидов по зрению, и, как следствие, незрячие люди перестают замечать, развивать у себя различные способности, теряют веру в себя и окружающих, а порой даже смысл жизни. Ректоры, деканы, преподаватели просто не знают и не задумываются: как это, чтобы незрячие учились в институтах, в колледжах наравне со здоровыми студентами, чтобы эти детки обучались в обычной массовой школе и получали полноценное образование.

Работодатели тоже нечасто думают о том, что незрячие люди — прекрасные, ответственные работники. Да, пусть их надо по-другому учить, да, учить немного дольше и работу они выполняют медленней, но ведь выполняют же качественно, профессионально. Если спросить у случайного прохожего: «Чем, по Вашему мнению, может заниматься незрячий человек, какими видами труда?», в большинстве случаев прозвучат ответы: «Такой человек может быть музыкантом, массажистом, работать на специальных предприятиях: делать зажимы, выключатели, коробки и т. д.».

И это — верный ответ. Все перечисленные занятия достойны уважения, но возможности незрячих людей данными профессиями не ограничиваются. Не стану указывать все виды деятельности, доступные для человека, лишённого зрения, обращу ваше внимание лишь на тот факт, что инвалид по зрению не может заниматься только тем, для чего зрительный контроль необходим и незаменим. К слову, с появлением специальных программ речевого доступа к экрану компьютера перед незрячими открылись новые горизонты. Теперь такие люди могут работать программистами, операторами ПК, диспетчерами грузоперевозок, секретарями, бухгалтерами и, главное, работать на дому.

Теперь поговорим о бытовых возможностях незрячих. Широко распространено мнение о том, что инвалиды по зрению не делают ничего в быту: не стирают, не гладят, не готовят, не совершают покупок. Я могу только посочувствовать тем, кто считает именно так. Если незрячего ребёнка не воспитывали в тепличных условиях, приучали ко всем доступным самостоятельным действиям или если человек, потерявший зрение, будучи взрослым, сумел реабилитироваться, то он справится и с домашними заботами, и с походами в магазин, на почту, куда угодно. Да, я не оговорилась, если незрячий овладеет нелёгким мастерством хождения с тростью, для него не будет преград, расстояний, почти исчезнет потребность в постоянном сопровождающем.

Неправы думающие, что незрячим не хочется и не нужно жить насыщенной культурной жизнью, напротив, люди, лишённые зрения, но не опустившие рук, стремятся к новым ярким впечатлениям: посещению театров, кино, дискотек, ресторанов, даже ночных клубов.

Да, без помощи зрячих инвалид по зрению обойтись не может, но, согласитесь, потребность в помощи не равна беспомощности!

Что мы знаем о возможностях незрячих людей? — все о психологии на Z4E.ru

Советы по вербальному и невербальному общению с детьми и подростками, с учетом возрастной категории и социального сегмента. Рекомендации по самоанализу, самосовершенствованию и самовоспитанию. Способы решения проблем посредством правильной психологической помощи. Обзоры психологических типов и комплексов. Полезные данные по сохранению психологического здоровья. Актуальные новости из сферы психологии. Тонкости и нюансы в межличностном пространстве. Подборка алгоритмов по построению позитивного мышления и формированию положительных эмоций.

Поделитесь ссылкой и ваши друзья узнают, что вы знаете ответы на все вопросы. Спасибо ツ

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close