Для женщин
Роды в живописи

Доминико Гирландайо «Рождение Иоанна Крестителя» (1486 – 1490). Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла. Капелла Торнабуони
В картинах и фресках на библейские сюжеты шла речь о глубокой древности, но художники помещали своих персонажей в современные условия, изображали события так, как представляли их себе на собственном жизненном опыте.
На картине Доминико Гирландайо изобрежена Елизавета, только что разрешившаяся от беременности. Соседки пришли подивиться чуду — рождению ребенка у пожилой женщины, всю жизнь считавшейся бесплодной. Повитуха пришлашает их войти, а кормилица приложила к груди новорожденного.

Якопо Тинторетто «Рождение Иоанна Крестителя» (середина XVI века). Санкт-Петербург. Эрмитаж
Картину часто называют «Рождение Марии», но это ошибочно. Во-первых, аналогичная картина Тинторетто находится в церкви Сан Заккария в Венеции, следовательно мужчина, изображенный на картине — скорее всего Захария. Во-вторых, сияние вокруг головы женщины, держащей младенца, говорит о том, что это скорее всего Мария, гостившая в доме Елизаветы в период беременности. Правда, согласно Евангельскому тексту, перед родами Елизаветы Мария вернулась к себе домой, но художник мог допустить искажение. Тем более, что других святых, кроме праведных родителей, при рождестве как Иоанна Предтечи, так и Девы Марии, не было.
Несмотря на то, что между полотнами Доминико Гирландайо и Якопо Тинторетто разница в 100 лет, мы видим, что роды происходили примерно так же. Роженица лежит на постели, женщины, обмыв младенца, прикладывают его к груди кормилицы.

Франсиско де Сурбаран «Рождество Богородицы» 1627


Икона Рождество Иоанна Предтечи
Православная иконография Рождества Иоанна Предтечи и Богородицы выглядит подобным же образом: роженица лежит на ложе, женщины-помощницы у ее ног обмывают младенца и укладывают в колыбель (нередко оба действия изображаются рядом на одной иконе, из-за чего можно подумать, что младенцев двое, но это не так). Матери подносят кушанья, чтобы восстановить ее силы. В отличие от западной религиозной живописи, где роженица часто находится на заднем плане (особенно на картине Тинторетто), в православных иконах матери отведено центральное место. Еще одно принципиальное отличие — на иконах отсутствует кормилица.

Лоуренс Альма-Тадема «Родильная комната, семнадцатый век» 1868

Автор неизвестен

Николаос Гызис (Греция, 1842 — 1901) «Младший брат»

Лемох Кирилл Викентьевич «Новый член семьи» 1880-е

Лемох Кирилл Викентьевич «Новое знакомство» 1885

Сергей Иванович Грибков «У дверей приюта» 1874


Фрида Кало, мексиканская художница-бунтарка, прожила очень тяжелую жизнь, прошла через страшные телесные и душевные травмы. В этих испытаниях родился эпатирующий стиль художницы, в 18 лет после жуткой аварии потерявшей возможность иметь детей.

Лорен Энц, «Акушерка» 2006, Национальный музей ковбоев и западного наследия


Борис Степанович Жарков «Родился новый человек» 1938

Татьяна Гиппиус «В роддоме» 1939



Николай Васильевич Овчинников «Первенец» 1963

Неизвестный художник. Выписка из роддома (1960-е)


Ксения Васильевна Нечитайло (1942) «Роддом. Автопортрет» 1972


Мара Владимировна Даугавиете «Роддом» 1982

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012

Таисия Короткова, картина из серии «Репродукция», 2010-2012